Учителя, в учениках вы отражаетесь
2010 год Указом Президента РФ объявлен Годом учителя. Своими мыслями о сегодняшнем положении педагогов, образовательном процессе в школах нашего города и том, что необходимо и планируется изменить, мы предложили поделиться начальнику управления образования администрации Находкинского городского округа Наталье Бондаренко.
- Наталья Валерьевна, какую главную цель преследовало наше правительство, объявляя Год учителя?
- Год учителя объявлен Указом Президента Дмитрия Медведева с целью повышения престижа учительской профессии и развития профессионального и творческого потенциала педагога. На протяжении последних нескольких лет мы неторопливо, но планомерно шли к мысли о необходимости пересмотра в обществе статуса педагога. Именно поэтому запущен национальный приоритетный проект «Образование», а Год учителя стал его логическим продолжением.
Во многих развитых странах за последние двадцать лет школы очень сильно изменились, причем и внутренне, и внешне. У нас же школа долгое время была застывшей массой, а если она не будет меняться, то сложно вообще что-либо говорить о современных изменениях в жизни общества. Сейчас пришло время действовать. Понимание того, что на старом потенциале уже далеко не уедешь, дало проведение единого государственного экзамена, который стал своеобразным толчком для движения вперед.
- Как вы думаете, станет ли этот год переломным в повышении на деле престижа учительской профессии?
- Хотелось бы надеяться на это, но одного года для этого, считаю, мало. Чтобы изменилось отношение и к учителю, и к образованию, нужна многолетняя плановая работа. Год учителя дает обществу и государству уникальную возможность по-новому оценить значимость педагогического труда. С другой стороны, этот год это не праздник для работников образования, а год ответственности и напряженной работы.
- Что, на ваш взгляд, следует кардинальным образом изменить на государственном уровне в подходе к общеобразовательному процессу?
- Считаю, нужно поменять сам подход. Дело в том, что законы в области образования меняются так часто (за последние три года их было 30), что регионы не успевают за ними. Что это значит «не успевают»? То, что не могут быстро внести изменения в региональное законодательство, а значит, исполнение принятых федеральных законов откладывается на неопределенный срок.
От нас требуют проведения модернизации школ. Это, безусловно, правильно. Но с какой стороны к ней подступиться, если лихорадит сам образовательный процесс. Постоянно меняются учебники. От этого тяжело всем. Учителям, которые должны постоянно всё перестраивать в своих действиях, детям: они не могут понять, чего от них добиваются, родителям, потому что они не всегда понимают, что происходит. Учебники - это только один из примеров, касающихся постоянных изменений, происходящих в образовании. А сегодня хотелось бы стабильности.
Думаю, что требуется финансирование, причем на государственном, федеральном уровне. Длительное время не строятся образовательные учреждения, старые ветшают. (В Находке, к примеру, введенный детсад №47 стал первым за последние 17 лет). Когда приходишь в ту или иную школу, не знаешь подчас, за что браться. Вместо того чтобы внедрять новые технологии, устанавливать интерактивные доски, проекторы, руководители вынуждены прежде решать вопросы с отоплением, канализацией и т.п. Да и вообще, возможно ли модернизировать старье? Перед нами стоит сложная задача сделать привлекательной форму и начинить ее современным содержанием. Когда подход будет именно таким, тогда и образовательный процесс станет гармоничным и отношение к школе трепетным, как храму науки. Конечно, школы, расположенные в столичных городах, выглядят более привлекательно. За деньги местного бюджета мы не сможем быстро привести в порядок все учреждения. Поэтому должны быть государственные программы по модернизации школ. В школу, где бы она ни находилась, дети должны ходить с удовольствием.
- Есть сегодня и обеспокоенность низким качеством знаний, с которыми выпускники выходят из школы. И причины этого не только в нежелании школьников учиться, но и в неумении учителей вести уроки в современном духе, захватывающе, интересно.
- Последние годы в школах больше старались практиковать различные игровые формы ведения уроков, которые, судя по конечным результатам, не оправдали себя, не лучшим образом повлияв на качество знаний. Вот и заигрались. Настоящий серьезный урок ученики перестали воспринимать, говоря о том, что им скучно. А ведь дети приходят в школу не развлекаться, а получать знания. Ученик должен учиться, учитель – учить. Эту аксиому подтвердила жизнь. Поэтому в настоящее время идет возвращение к традиционному уроку, преподавать который учитель может с применением разных методик. Мастерство как раз и заключается в том, чтобы скучный материал преподать так, чтобы он вызвал интерес у ребят. В городе сейчас проходят различные семинары и мастер-классы, посвященные требованиям к современному эффективному уроку.
Если педагог любит свой предмет, дорожит собственным имиджем, стремится расширить свои знания, то он найдет возможность привнести новшества в методику преподавания даже статичных предметов: биологию, физику, химию и другие.
ЕГЭ как нельзя лучше высветил пробелы сегодняшнего обучения школьников. По результатам экзамена можно теперь судить и об уровне преподавания педагога. Если оценки по предмету у многих школьников низкие, значит, в чем-то недорабатывает учитель. Уважающие себя специалисты стараются, ищут новые формы преподавания.
Мы стали менять отношение к аттестации учителей, предъявляя более жесткие требования при присвоении квалификации. Чтобы получить высшую категорию, необходимо подготовить учеников с определенным уровнем знаний, и одним из показателей будет сдача ЕГЭ. Понятно, что дети разные, но ведь профессионализм учителя и заключается в том, чтобы качественно обучать разных детей.
Мы, кстати, проводили соцопрос среди ребят о том, что они ценят больше всего в педагоге. Там было много вопросов. На первое место учащиеся поставили именно профессионализм.
Есть и еще один немаловажный момент. Говоря о модернизации, необходимо учитывать и то, что, изменяя программы, образовательный процесс, аттестацию учащихся, но, не обучая при этом педагогов, мы ничего не добьемся. Нельзя стоять на месте. Деньги должны вкладываться не только в оснащение педагогического процесса, а и в образование учителя, для повышения его компьютерной, педагогической, психологической грамотности и повышения общей культуры.
Полагаю, что должна быть государственная программа и по повышению квалификации педагогов, проживающих в отдаленных районах, силами известных вузов. Необходимо заботиться о профессиональном росте не только столичных педагогов, но и тех, кто работает в отдаленных регионах, отправляя к нам, непосредственно на места, бригады преподавателей вузов для обучения.
- Молодежь не идет работать в школу. Как вы считаете, что нужно сделать, помимо предоставления материальных благ, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
- Пополнение образовательных учреждений молодыми специалистами – один из самых злободневных вопросов, который очень трудно решать, когда потерян интерес к профессии. В педагогические вузы, откровенно сказать, сегодня идут не самые лучшие абитуриенты, и в школу приходят не самые успешные выпускники. В этом смысле непрестижность учительской профессии и ее низкая оплачиваемость, по сравнению, например, с бизнесом, не способствуют изменению ситуации.
Что может привлечь молодого выпускника в школу? Жилье. Когда приезжаем в Уссурийский пединститут пригласить выпускников в Находку, первый вопрос, который они задают, даже не о зарплате, а о жилье. А мы не имеем жилого фонда и ничего не можем предложить. Так что приходится рассчитывать только на свои проверенные кадры. Кстати сказать, средний возраст находкинских учителей – 47 лет. Плохо то, что у нас чаще всего отсутствуют специалисты так называемого среднего поколения: от 30 до 40. То есть в «провале» самый продуктивный возраст. Причина ясна: будучи совсем молодыми в 90-е годы, эти люди были вынуждены выживать, обеспечивать молодые семьи и, как следствие, уходить в другие, более доходные сферы деятельности. В результате, как говорится, «распалась связь поколений». Это для интеллектуальных профессий крайне опасно. Мы уже сегодня с этим сталкиваемся, когда ищем, у кого бы полечиться или поучить своих детей.
Есть еще одна хорошо известная проблема: школа она так устроена, что в ней практически нет социального лифта. Человек, решивший связать свою жизнь с учительством, всю жизнь – учитель. Если в других организациях люди поднимаются по служебной лестнице, то в школе можно всю жизнь проработать учителем. Директором не каждый будет, но, даже став им, он все равно останется учителем.
- Как вы думаете, почему в Год учителя по Первому каналу дважды в день идет показ телесериала «Школа», в котором негативно показано сегодняшнее образование?
- Видимо, этим автор сценария бросает вызов: не обращать внимания на то, что происходит сегодня со школой, уже дальше нельзя.
- Можете ли вы привести примеры позитивных изменений и преобразований в системе образования Находки?
- Могу искренне сказать, что их немало. Кардинально изменился подход к финансированию образования, из городского бюджета выделяются средства, так, в 2008 году – 23 миллиона рублей, в прошлом – 46. Благодаря этому удалось в большей или в меньшей степени изменить внешний и внутренний облики образовательных учреждений, которых у нас 77: отремонтировать крыши, классы, оснастить медицинские кабинеты, переоборудовать столовые, приобрести новые парты, столы, интерактивные доски, внедрить современные компьютерные технологии, пополнить библиотеку новыми учебниками. За счет краевых средств установили в школах пожарную сигнализацию. Изменения, произошедшие в учреждениях, были бы невозможны без помощи родителей обучающихся. Спасибо всем большое.
Если говорить о внутренних изменениях, школы города перешли на базисный учебный план, который дал возможность максимально учитывать не только региональные особенности, но и интересы учителей, учащихся, позволяет удовлетворить образовательные потребности значительной части детей.
В школах действуют профильные классы, расширяется сотрудничество с вузами. Школы № 9, 18, к примеру, ориентируют учеников на работу в нефтегазовой отрасли, школы №5, 7 – в МЧС.
- Какие мероприятия готовятся управлением образования г. Находки в рамках Года учителя?
- План основных мероприятий по организации и проведению Года учителя уже составлен. Первый блок – мероприятия по развитию профессиональных педагогических сообществ. Находкинским учителям при поддержке их воспитанников предстоит стать участниками фестивалей и конкурсов разного уровня. Будет очень много профессиональных конкурсов. К традиционному «Учитель года» в этом году добавятся «Воспитатель года», конкурс классных руководителей «Самый классный классный». Планируем проведение силами старшеклассников опроса среди горожан о том, какой педагог и чем запомнился. Надеемся, что ученики младших классов сделают открытки, а родители разошлют их со своими пожеланиями любимым учителям. Кроме того, осенью пройдут фестиваль «Радуга талантов» и спортивные соревнования среди педагогических коллективов, парад образовательных учреждений, готовим немало сюрпризов, которые не хочу разглашать: сюрприз должен быть сюрпризом. Надеемся на помощь родителей, общественности и средств массовой информации.
Отдельный блок плана – это мероприятия по организации обсуждения вопросов профессионального развития педагогов. Он включает проведение различных семинаров, педагогических конференций, советов. Это и повышение квалификации педагогов. Первыми откликнулись преподаватели ДВГУ, но постараемся привлечь к этому процессу также преподавателей столичных вузов. Администрация города поддерживает нас. Задумок много, и мы сделаем все необходимое, чтобы реализовать их, поднять настроение нашим педагогам и побудить их к творчеству.
Вся информация о проведении Года учителя будет размещаться на официальном сайте администрации города.
- Ваше главное пожелание педагогам Находки.
- Благодарных учеников и пусть вас никогда не покидает желание узнавать новое, удивляться жизни, не бояться меняться, конечно, в лучшую сторону.
Я обращаюсь ко всем жителям города с просьбой найти время заглянуть в родную школу и сказать спасибо своим учителям, в свою очередь я говорю спасибо своим педагогам.
Интервью провела Ирина ШУМЕЙКО,
газета «Находкинский рабочий»
19 февраля 2010 г.
Читать другие… |