Наталья БОНДАРЕНКО:
В образовании надо не латать, а менять. Комплексно
Чтобы задать вопрос – получить ответ, высказать свое мнение, критику, пожелание начальнику управления образования администрации округа, записываться на прием к Наталье Бондаренко необходимости нет. Можно зайти на сайт этого структурного подразделения администрации Находки, задать вопрос, посоветоваться, поблагодарить. К тому же поводы для неформального общения Наталья Валерьевна дает и сама, комментируя, разъясняя любые нововведения и события в образовательной сфере и ведя активную переписку со всеми, кому есть дело до этих тем.
Известный в городе юрист, пятый год возглавляющая образовательную систему, не считает пустой тратой времени на переписку в Интернете по проблемам образования. Отрадно, что добрые строки пишутся нередко. И перерыва в этом диалоге не бывает. Тем более что школьная тема в последние годы приоритетна и широко обсуждаема. Очередной повод – новый Закон об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. С его обсуждения началась наша беседа с Натальей Валерьевной.
- Как вы считаете, насколько серьезно повлияет закон в новой редакции на процесс развития школы как очага образования и воспитания подрастающего поколения?
- Он касается не только школьного образования, но и всей образовательной системы – от детского сада до вуза. Документ очень большой, в нем появилось много определений и норм, которые диктуют правила работы в сфере образования. Однако нормы очень часто имеют отсылочный характер. Именно поэтому профильное министерство уже объявило, что планируется принятие около 100 подзаконных актов по реализации закона. В период его обсуждения было много ненужной шумихи, домыслов, слухов, порой на грани истерии. Но они не подтвердились. Прежде всего – о платности обучения в школах.
Полагаю, что с принятием этого закона ни для школьников, ни для родителей ничего не изменится. По большому счету, он де-юре узаконил то, что существует последние три года де-факто. И это важно. Например, дистанционное обучение. В Находке нет малокомплектных и удаленных школ, а в районах края их немало, и такой вариант обучения давно применяется и востребован.
Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций. Таким образом, все то, чем уже благополучно пользуются находкинские школьники, получило свое законодательное закрепление.
Появился новый термин – образовательная организация. Это правильно. Ведь с 1992 года вокруг произошло много перемен – образовательные услуги стали оказывать и негосударственные организации, и индивидуальные предприниматели. Но школы так и остались образовательными учреждениями, в нашем случае – муниципальными, в стенах которых обучение остается бесплатным. Это правильно. Государство не сняло с себя обязанности гаранта того, что записано в Конституции, – права на бесплатное обучение.
Как факт отрадный отмечаю введение статьи о приравнивании заработной платы педагогов к средней по субъекту Федерации. Это значит, что заработная плата педагогов будет продолжать расти. Существенно повышена с января нынешнего года и заработная плата работников дошкольного образования. Из городского бюджета на эти цели дополнительно выделено 46 млн рублей. Хорошие новости.
- Грядут ли глобальные изменения в образовании в связи с принятием нового закона?
- Не знаю. Перемены, уверена, в большей степени зависят не от документа, а от людей, которые работают.
- Как вы считаете, решит ли повышение заработной платы одну из главных проблем в образовании – кадровую?
- Думаю, нет. Известно, что в системе приоритетов при выборе работы уровень заработной платы стоит на третьем месте. Первые две строчки занимают имидж работодателя и комфортность работы. Так вот комфорт работы в школе включает в себя много позиций. И, прежде всего – насколько легко или тяжело работать педагогам с детьми и родителями. С родителями – очень тяжело, отмечают все. Плюс огромная ответственность за детей. В благополучной семье порой с одним – двумя не могут справиться, а в классе минимум 25 человек. Далеко не всем эта ноша по силам. Отсюда и вечный кадровый дефицит.
Сегодня в школах показатель средней заработной платы перешагнул порог в 22 тысячи рублей. И он продолжает расти. Другое дело, что ожидаемого и желаемого повышения качества работы, отдачи пока не произошло. Да, мы стараемся привлечь молодежь в школы. В прошлом году город выделил для молодых специалистов жилье, отремонтировав и обустроив его. В школы пришла группа выпускников вузов, из которых трое уже уволились и уехали из города. Причина одна – молодые специалисты оказались не готовы к нагрузкам и ответственности. Так что ни зарплата, ни жилье кадровую проблему пока не решают.
- Тогда что должно измениться? И что сделано за последние годы в школах для создания ожидаемой и желаемой атмосферы комфорта?
- Мы со своей стороны сделали за последние годы очень много, начиная, как говорится, с вешалки. Еще четыре года назад стартовали с малого – покупали столы – стулья, выборочно ремонтировали по школам кровли, столовые, спортзалы и т. д. Сегодня эта часть работ практически полностью завершена. И размах иной. У главы города правильная позиция, чтобы в школах и садах делать все комплексно. И мы отказались от прежнего подхода – пусть бедненько, но чистенько, по чуть-чуть, но всем. Там, где растут и учатся дети, не должно быть убого. И латать, условно, дыры в полу и на кровлях тоже не надо. Убеждена, в образовании не надо латать. Надо все делать по-новому и комплексно.
Если решили менять окна в школах, а «возраст» у большинства за 30, то не по одному – два окна во всех, а в нескольких ежегодно, но все окна сразу. Если мебель – то комплект-классами, если столовые и буфеты, то не только хороший ремонт помещений, но и комплектация новой удобной мебелью и современным оборудованием. Тот же принцип по ремонту и оснащению спортивных залов – практически все восстановлены и оборудованы всем необходимым. Если профильные классы, то не только новые парты, но и лаборатории, ноутбуки на каждом столе, а не один на всех. Интерактивными досками и программными продуктами, проекторами – то, о чем раньше только мечтали и имели в единичных экземплярах, – в наших школах уже никого не удивишь. Вот так, поэтапно школы на самом деле станут не казенными учреждениями, а очагами тепла, добра и знаний.
Это зависит от нас. А что зависит от тех, ради кого вкладываются очень серьезные бюджетные деньги? Чтобы поддерживались чистота и уют, чтобы оборудование, приобретенное школами и для школ, использовалось на уроках, а не стояло в коробках. Оказывается, это проблема. Например, все учителя получили ноутбуки, пусть небольшие, но новые, и с их помощью можно готовиться к урокам дома. Созданы хорошие условия для работы. Сохранены льготы – сокращенная продолжительность рабочего времени, отпуск в летний период. Но утверждать, что происходит большой качественный скачок, не могу. Так хотелось бы, чтобы дети ценили и берегли то, что имеется в школе, и, в первую очередь, педагогов. Меня беспокоит, что со стороны семьи уважения к учительству не прибавляется.
- А как вы видите совместную работу родителей и педагогов?
- Я думаю, что родители должны стать полноценными участниками образовательного процесса. Они не должны быть группой активистов по сбору денег. В школах должны работать органы общественного управления. И только совместно принимать решения по каким-то значимым вопросам. Например, по вопросу профилизации школы. В Находке много профильных классов. Но, как правило, они создаются без учета мнения родителей. Серьезный вопрос – школьное питание. Разве не их эта тема? А много ли родителей входят в состав бракеражной комиссии, которая ежедневно проверяет качество приготовленной пищи?
А ремонт в школе? Директора чаще всего самостоятельно определяют, что важнее. А почему бы не обсудить этот вопрос с родителями и детьми. В бытность мою руководителем совета школы №24 провели эксперимент – спросили детей. Знаете, что они предложили привести в порядок? Не туалет, спортзал или класс, а библиотеку. Вот уж чему взрослые очень удивились. А школьная форма? Исключительно семейный, я бы сказала, вопрос. В чем ходить детям? Нужна ли единая для всех форма? Педагоги считают, что да, нужна. Хорошая школьная форма – красиво и стильно. Родители вроде тоже согласны. Тогда почему нет инициативы?
- А как, с точки зрения учителей, можно изменить ситуацию?
- Кардинальные перемены, прежде всего, должны произойти в отношениях главных участников образования – педагогов, родителей, учащихся. Они должны строиться на ДОВЕРИИ, которого так не хватает. Если родители привели своего ребенка в школу со сложившимся педагогическим коллективом, значит, и доверять ему нужно больше в части обучения и воспитания. На практике дефицит доверия налицо. Работать в таких условиях тяжело.
- Наталья Валерьевна, организовав беспрерывный процесс обучения кадров, можно ли утверждать, что эффект от этого есть и он существенный?
- Да, конечно. Поскольку все школы уже оснащены интерактивными досками и проекторами и мы стремимся к тому, чтобы они не стали просто современным интерьером классов, проводим регулярно обучающие семинары для педагогов. Освоив, они с удовольствием пользуются их возможностями, потому что видят желаемые результаты – детям это интересно, уроки становятся более яркими и запоминающимися, да и время урока используется более рационально. Ради этого, собственно, и стараемся.
В конце прошлого года в школе №9 прошел первый обучающий семинар по использованию программы «Сетевой город. Образование». Электронные журналы и дневники, домашнее задание через Интернет – это реальность нашей системы. Первыми за парты сели завучи, осваивая её в трех уровнях: с точки зрения родителей, педагогов, руководителей. Второй семинар прошел для директоров школ. Ну а сейчас работа в образовательных учреждениях по ведению электронных журналов идет уже в штатном режиме.
Возможности Интернета на пользу учительству, родителям, детям – за этим большое будущее современной школы. Педагоги ездят систематически учиться и совершенствоваться не только во Владивосток, но и в европейскую часть страны. Приезжают – глаза горят, идей в голове полно, в школе начинается кипение, обмен опытом с коллегами из других школ. Польза от этого огромная. Мы приглашаем специалистов и к себе в гости, чтобы обучить максимальное количество учителей. Частые гости у нас – представители Владивостока, в прошлом году начали работать с Хабаровском.
- Сообщений о победах находкинских педагогов, школьников, работников дошкольного образования на олимпиадах, конкурсах далеко за пределами города много. Что в них радует начальника управления?
- Что в этом движении вперед есть системность и непрерывность. Выходит из школы одно поколение умников, приходит другое. А это значит, что педагоги работают не с одним школьником, а со многими. Создана система, нацеленная на развитие. Отсюда и результаты, что можно только приветствовать.
- А вы, со своей стороны, как это стимулируете? И чем можно победителей удивить?
- Пришли времена, когда сложно стало выбирать подарок. Ксероксом в образовании уже не удивишь. Поэтому перешли на интерактивные подарки – отечественные производители предлагают отличные программные комплексы по школьным предметам. Второй вариант – подарочные сертификаты, и коллектив сам решает, что на эти деньги приобрести.
- Наталья Валерьевна, что приоритетно для управления в наступившем году?
- Важно сохранить сложившиеся тенденции, поэтапность и комплексность в преобразованиях. На ремонт образовательных учреждений выделено почти 100 млн рублей. Объемы будущих работ по учреждениям уже определены. В этом году продолжим работы по ремонтам столовых и кабинетов, благоустройству территорий. В плане – ограждение школьных территорий гимназии №1, школ №11 и №14. Образовательные учреждения проходным двором быть не должны. Продолжим замену окон. Эта работа уже идет в школе №3.
- Ваша главная задача как руководителя?
- Образование по традиции занимает по расходам первую строчку в местном бюджете – более миллиарда рублей. Это ко многому обязывает. Моя главная задача – заставить выделенные деньги РАБОТАТЬ на образование, обязывая руководителей всех учреждений жить в тех средствах, что есть, и тратить их с пользой и на перспективу.
- Первый весенний день даст старт двум кампаниям – записи дошколят в первые классы и перерегистрации малышей для предоставления мест в дошкольных учреждениях. Что вы в связи с этим хотели бы сказать родителям?
- Уважаемые родители дошкольников! Мест для первоклассников в наших школах хватит всем. Уважаемые родители малышей, которые пойдут в детский сад в 2013 году! Ваша задача – пройти перерегистрацию. А мы постараемся, чтобы мест в садах стало как можно больше. Удачи!
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ,
газета «Находкинский рабочий», 15 февраля 2013 г.
|