Наталья БОНДАРЕНКО: «Новый закон утвердил де-юре то, что существует де-факто»
С 1 сентября вступает в силу новый закон об образовании, работа над которым велась около трёх лет. На посвящённый ему сайт поступило 11 тысяч комментариев. Какие же перемены ожидают педагогов, а также учеников и их родителей? Перед началом нового учебного года корреспондент «РИО» задал этот и другие вопросы начальнику Управления образования администрации Находкинского городского округа Наталье БОНДАРЕНКО.
- Наталья Валерьевна, многих родителей на стадии обсуждении закона пугала перспектива введения платных уроков. Эти опасения обоснованы?
- Школьное образование по-прежнему остаётся бесплатным, этот вопрос вообще не поднимался. Закон принят, но его изменения в большей степени почувствуют управленцы сферы образования и в меньшей – родители и дети. Дело в том, что вновь принятый закон утвердил де-юре то, что уже существует де-факто. В законе, например, появилось понятие дистанционного, инклюзивного образования, но на практике оно существует уже давно. Документ стал объёмнее, потому что объединил два существующих до этого закона - об основном и высшем образовании. Но, к сожалению, некоторые вопросы так и не нашли своего отражения в законе. Например, финансирование школ в зависимости от количества детей. Сегодня мы получаем средства из расчёта количества классов-комплектов. Введение подушевого финансирования дало бы больше свободы директорам в плане экономической самостоятельности, да и объёмы выделяемых средств увеличились бы.
- С этого года вводится единая школьная форма для учеников. Со следующего возможно введение дресс-кода для педагогов и, мало того, норм общения между участниками образовательного процесса. А как Вы оцениваете уровень культуры в наших школах, существующий де-факто?
- Думаю, культура общения у нас в школах пока оставляет желать лучшего. И со стороны педагогов порой, и со стороны родителей. А дети – это лакмусовая бумажка, которая выявляет эту проблему. Я считаю, что уровень культуры начинает формироваться в семье. Решать проблемы и конфликты может достойно и корректно любой человек, если его научили этому с детства. Для нас, конечно, не приемлемо некорректное поведение педагогов, хотя такое случается. Но согласитесь, учитель - это обычный человек, который имеет право на ошибку. Важно другое - признать ошибку и, исправив ее, больше не допускать. Что касается введения единой школьной формы, то думаю это правильно. За этот год, я надеюсь, мы приучим детей одеваться в деловом стиле. Органы самоуправления школы должны разработать свои требования относительно формы и довести их до сведения родителей до 1 апреля для того, чтобы они смогли подготовиться уже к следующему учебному году.
- Закон предусматривает зарплату учителей не ниже средней заработной платы в регионе…
- С 1 сентября мы переходим на новую отраслевую систему оплаты труда, где гарантированный объём будет 70% , а остальное составят стимулирующие выплаты. Перед нами стоит задача поднять зарплату учителей до 31 тыс. рублей, хотелось бы, чтобы при этом улучшалось и качество преподавания. Могу сказать, что работы педагогам прибавилось. Все школы ведут собственные сайты, на которых можно узнать о работе учреждения всё, начиная с финансовой деятельности и заканчивая успехами учеников. Там же размещены публичные отчёты за прошлый год. В этом году 10 образовательных учреждений с 1-го по 8-й класс полностью откажутся от бумажных журналов и перейдут к электронным. Посмотрим, как это будет работать. Убеждена, что переход на электронные дневники и журналы поможет более тесному взаимодействию семьи и школы.
- Как, кстати, Находка выглядит в крае по результатам сдачи ЕГЭ?
- Хорошо. С 25-го места, которое мы занимали в 2009 году, мы перешагнули на 3-е. Причём у нас 2-е место по английскому и физике, 3-е - по русскому языку.
- В новом законе появилась статья, предусматривающая социально-психологичес-кую помощь неуспевающим детям. Сколько психологов работает в наших школах, есть ли дефицит этих специалистов?
- Психологи работают в 9 общеобразовательных учреждениях. Нужен ли школе психолог, логопед или ещё какой-то специалист, решает само учреждение. Вместе с тем за помощью психолога всегда можно обратиться в наш Информационно-методический центр. В течение года работает медико-психологическая комиссия, в состав которой входят педагог, учитель-дефектолог, психиатр. На основании решения этой комиссии дети отправляются либо в логопедические группы (если это дошкольное учреждение), либо в коррекционное образовательное учреждение. Хотелось бы, чтобы психологов было больше, но для этого нужно поменять ещё и сознание многих родителей, которые не готовы общаться с этими специалистами. Психолог же может работать с ребёнком только с согласия мамы или папы.
- Закон вводит понятие инклюзивного образования, то есть совместного обучения ребят с ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений. Как это будет происходить?
- У нас 137 детей-инвалидов, из них 49 обучаются на дому, остальные посещают школы и не нуждаются в специальных условиях. Дома дети могут обучаться дистанционно, в этом случае им предоставляется необходимое оборудование либо к ним приходят наши учителя. Если говорить о создании такой школы, в которой все дети с ограниченными возможностями могли бы обучаться вместе с другими, то это реально сделать на базе школы №1 - самой современной из всех. Но она расположена в отдалённом районе города, поэтому пока мы рассмотрение этого варианта отложили.
- В прошлом году в Находку впервые приехало много молодых специалистов, окончивших вуз. Все ли отработали весь учебный год и ждёте ли вы пополнение в этом году?
- К сожалению, из 20 специалистов 5 уехали (двое по уважительным причинам). Трое не смогли работать в условиях современной школы, хотя им создали комфортные условия для проживания и дали возможность заработать. В этом году должны приехать 13 человек, пока прибыли только 7. В дошкольные учреждения в этом году впервые придут 5 молодых педагогов, только что окончивших Спасский колледж, что очень радует.
- В этом году в Находке впервые за много лет образовался излишек мест в детских садах. Что закон изменил в дошкольном образовании?
- На середину августа у нас оставалось 247 свободных мест для малышей старше 3 лет. В Находке осталось 780 детей от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в детских садах. Родители сегодня хотят быстрее определить ребёнка в дошкольное учреждение, хотя, по моему убеждению, именно в этом возрасте малыши больше всего нуждаются в маме и семье. К тому же эти дети часто болеют, и группы наполовину пустуют. Некоторые малыши еще социально не готовы к детскому саду, у них нет необходимых навыков, они не умеют одеваться, самостоятельно кушать. Тем не менее мы изыскиваем возможности для открытия новых групп для этого возраста. Например, в детском саду №35, соединив две старшие группы, мы высвободили помещение для 1-й младшей. В 55-м саду во Врангеле также из трёх групп делаем две и создаём одну для малышей. Скоро откроется новая группа в детском саду №50. Есть возможности восстанавливать группы в ДОУ №46, 55, 60, 39.
В новом законе теперь чётко указано, что родители оплачивают присмотр и уход за ребёнком, поэтому по-другому будет рассчитываться оплата родителей за детский сад. В нашем городе она не повышалась на протяжении 6 лет, притом что стоимость продуктов уже давно выросла в разы. На сегодняшний день в Управлении образования подготовлен проект постановления, согласно которому оплата в детском саду не должна превышать 1,5 тысячи рублей. При этом сохраняются льготы для определённых категорий граждан и компенсация для родителей.
- Все ли детские сады прошли приёмку перед началом года?
- Да, дошкольные учреждения готовы принять детей. Единственно, детский сад № 62 на Дзержинского сильно пострадал после прошедших ливней и там предстоит отремонтировать крышу и провести отделку помещений. На время ремонта дошкольники распределены по другим учреждениям.
Беседовала Галина НАДЕЖДИНА
газета «РИО Панорама»,
20 августа 2013 г. |