18 мая - День рождения города Находки.
Велики российские просторы,
Каждый уголок по-своему хорош,
Только всех дороже городок у моря,
Где родился ты и где живешь.
З. Дадашев
Судьба бухты Находка, как крупного порта, важного транспортного, торгового и культурного центра была предрешена давно.
С приходом русских моряков в 19 веке в Южно - Уссурийском крае началось исследование и освоение залива, получившего свое название в честь прославленного пароходо – корвета «Америка». 17 июня 1859 года Капитан 1 ранга А.А. Болтин, следуя приказу генерал – губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского, привел свой корабль в воды неизвестного залива. Залив Америка и бухта Находка появились в тот день впервые на карте Приморской области.
Дело российских моряков продолжили первые поселенцы. В 1869 году в бухте Находка поселились финские колонисты. Финская промышленно – сельскохозяйственная фактория за несколько лет своего существования (1869 – 1871гг.) добилась многого, но, оказавшись без охраны и поддержки государства, распалась.
В 1907 году в бухте Находка крестьянами из Черниговской губернии на берегу реки Каменка была образована деревня Американка. Через некоторое время на берегах залива Америка появляются хутор Эккермана, село Лагонешты, хутор братьев Макарчуков и др. Жители занимались земледелием, скотоводством, рыбным и таёжным промыслом. В поселке Находка (район Управления Торгового порта) жили семьи рыбаков. В районе мыса Астафьева находилось рыболовецкое предприятие Лисунова.
По своему административному делению селения в заливе Америка входили в Сученскую волость Ольгинского уезда Приморской области. А в 1917 году в бухте Находка был избран сельский Совет; его председателем стал Афанасий Быконя.
Целенаправленное, активное промышленное освоение бухты Находка началось в середине 1930-х годов. Большое внимание уделялось развитию рыбной промышленности. Дальгосрыбтрест (г. Владивосток) открывает свои филиалы – рыбозаводы «Козьмино» в п. Козьмино и «Находка» (на месте бывшего рыболовецкого предприятия Лисунова на мысе Астафьева). Также шла работа по организации строительства жизненно-важных объектов.
В 1932 году Совет труда и обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки Сучан – бухта Находка. 1 мая 1935 года от станции Гамарника (ныне Партизанск) до станции Лациса (ныне Находка) прошел первый грузовой поезд.
В 1936 году в Находке начинает действовать первый причал портпункта на Угольбазе.
В 1939 году было принято решение о перебазировании из бухты Золотой Рог в бухту Находка Торгового и Рыбного портов.
Строительство Торгового порта было поручено организации НКВД «Дальстрой», в системе которой работали заключенные. В 30-е годы бухта Находка являлась местом, откуда осуществлялись транзитные перевозки заключенных на Колыму и Магадан. Лагерные зоны располагались в районах озера Соленого, Пади Ободной, Рыбного порта, на мысе Астафьева, острове Лисьем.
В конце 1939 года и в течение 1940г. в бухте Находка уже приступили к строительству бараков под жилье и складов в районе реки Каменка. Были начаты земляные работы по отсыпке грунта. Производились взрывы для будущих причалов Торгового порта.
Великая Отечественная война приостановила активные строительные работы. Буденовским реввоенкоматом в ряды Красной Армии было призвано более 12 тысяч человек. Наши земляки принимали участие в боях на всех фронтах. Находка же в годы войны превратилась в «рыбный тыл».
Работы по строительству Торгового порта были возобновлены в 1944 году новым строительным подразделением «Стройка № 6» (будущий трест «Дальморгидрострой»). Свою производственную деятельность порт начал 1 октября 1947 года, когда под разгрузку стало первое судно «Грета Меркс». С этого момента капитаны всех стран нанесли на штурманские карты новый порт Находка.
Поселок Находка был отнесен к категории рабочих поселков. Но к 1950-му году поселок перерос себя. И 18 мая 1950 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Находка был преобразован в город с краевым подчинением, с населением, насчитывающим к тому времени 28 тысяч 200 человек.
Находка представляла собой нескончаемую цепь строительных площадок. По велению сердца со всех уголков страны ехали люди разных возрастов и национальностей, чтобы строить город у моря.
Ударными темпами строятся и начинают деятельность градообразующие предприятия: Находкинский морской рыбный порт (1950г.), Управление активного морского рыболовства (1952г.), Находкинский судоремонтный завод (1951г.), Приморский судоремонтный завод (1957г.), а также предприятия пищевой промышленности: мясокомбинат, гормолокозавод, горпищекомбинат, хлебокомбинат.
В период 1960-х годов шло интенсивное строительство жилья и объектов суцкультбыта. Эту задачу осуществлял коллектив треста «Дальморгидрострой». К 1966 году в Находке насчитывалось 31 школа, 26 библиотек, 4 дома культуры, 4 кинотеатра, 3 ресторана, 9 спортивных залов и 2 стадиона.
Важными событиями 1970-х годов являлись: строительство глубоководного морского торгового порта на Дальнем Востоке – Восточного порта; в 1972 году на базе Дальневосточного морского пароходства была образована новая судоходная компания – Приморское морское пароходство; в 1973 году образован Находкинский нефтеналивной морской торговый порт.
Молодой город развивался, создавались новые предприятия и заводы, строились школы и больницы, детские сады и жилые дома, парки и магазины.
В настоящее время Находка – второй по значению город Приморского края, имеющий железнодорожное, автомобильное и морское сообщение с другими регионами России, развитую инфраструктуру и промышленность. Расположение города определило его роль в Азиатско – Тихоокеанском регионе не только как крупного транспортного узла, но и делового промышленного центра. Сегодня через Находку осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность с Россией около 60 государств мира.
Климатические условия, близость моря и знаменитой Уссурийской тайги с ее уникальной флорой и фауной благоприятны для развития индустрии отдыха и туристического бизнеса. Каждое лето в Находку и окружающие её бухты выбирают местом отдыха более 200 тысяч туристов со всего Дальнего Востока и Сибири.
Мы, находчане, по праву гордимся своим городом и желаем ему дальнейшего плодотворного развития и процветания.
|